Спустя несколько лет я вновь пишу про тревожные расстройства, а именно про паническое расстройство. Много лет работаю с данным феноменом, накопил огромный опыт работая с людьми имеющие тревожное состояние. Сегодня я чуть больше поделюсь своим опытом и немного расскажу об этом.
К сожалению, а может и, к счастью, что сейчас панические атаки(расстройство) известны всем, многие кто сталкивался и те, кто не соприкасался знают, психосоматические симптомы, возникающие в процессе приступа. Поэтому детально я симптомы описывать сейчас не буду.
Конечно, это сложное переживание и тревога, которая вызывает сильный дискомфорт и снижает качество жизни. У человека который имеет данное расстройство встречается с бессилием, отсутствием контроля в своей жизни и огромным страхом, что приступ может начаться в любой момент и в любом месте. Что является сильной остановкой от удовлетворения своих потребностей, теряется ощущение свободы и пропадает кайф к жизни. Со временем панические атаки становятся неким контролером и загоняют человека в плен собственного ужаса и оцепенения. Также возникают сопутствующие переживания стыда перед людьми, что можно упасть в обморок в общественном месте и показаться слабым, что другие могут смеяться и показывать пальцем и в итоге остаться без помощи. А если помощь будет, что самооценка сильно нарушится и пострадает, так как отношение к себе изменится, появится злость и неприязнь к своему телу, которая подводит, придает. Нарушается взаимоотношения с окружающими и близкими людьми, окружающие могут негативно относится к состоянию близкого человека, могут обесценивать или еще больше ругать и не принимать данное состояние, тем самым усугубляя и так уязвимое положение. Но с другой стороны отношения часто улучшаются так как болезнь способствует к перемирию и способом нормализации взаимоотношений и получения внимания и заботы. Страх запускает панику, он может быть разным, страх быть самозванцем, страх смерти, страх обнаружение своих чувств, страх операции и снижение качество жизни, страх заболеть смертельным заболеванием, страх потерять близких и родных. Когда страх не поддерживается то рождается тревога и панические атаки.
Как правило возникает конфликт между телом и головой, когда между ними нет связанности поэтому возникает некоторое расщепление и тело, кажется, живет отдельно от головы. Когда голова говорит надо идти, или надо заниматься сексом, а тело говорит нет и говорит уже громко виде панических атак перед сексом, или перед тем, как сделать что-то чего сильно не хочется. Тогда тело вместо головы выражает такой способ показать свое недовольство и помахать рукой чтобы «голова» все же увидела и услышала, чего же хочет сказать тело. Здесь мы немного касаемся как вы поняли отношение к себе, к своему телу, некоторым разочарованием телом и собой. Когда опоры строятся только на логическом и рациональном уровне, когда игнорируются чувства и эмоции и воспринимается их как слабость и недозволенность. Поэтому тело- которое ощущает и чувствует воспринимается как слабость и ненужность, а тело в свою очередь не согласна с этим и бунтует, протестует.
Поэтому человек, у которого происходят приступы они приходят на терапию с запросом сразу и быстро вылечить, и починить тело чтобы оно не мешало. Самый яркий запрос на терапию при панических атаках в моей практики «уберите это состояние», когда рассказываю про тело про отношение и спрашиваю про образ жизни и уровень коммуникации многие удивляются и выражают недовольство тем, что это не связанно. Тем самым мы встречаемся с сопротивлением, что с одной стороны человек хочет моментального излечения (что очень понятно и логично) но с другой стороны не готов встречаться собой. И эта важный этап формирования клиент-терапевтических отношений и контракта, что если клиент не готов к тем условиям, которые я предлагаю, то тогда мы расстаемся.
Важно поделиться еще тем, что работа с паническими атаками заслуживает выдержки и бережного исследования, что не смотря на то что клиент хочет избавиться от этих состояний это не значит что ему такие состояния не нравятся. Иногда это способ дистанцироваться от других людей, способ сказать нет. Некоторая иная стороны панических состояний, когда есть некая бессознательная выгода, о которой человек не знает и у каждого своя выгода индивидуальная. У кого-то перед договоренности забеременеть начинаются панические атаки- и в этом оказывается много страха вообще иметь детей, но партнеру демонстрируется как согласие и бесстрашие. Иногда паническое расстройство дает уникальность и неповторимость и в тоже время огромное количество внимание или увод внимания в сторону тревоги.
Интересный феномен я давно обнаруживал в контакте с тревожным людьми, что когда через некоторое время панические атаки проходят и тревога спадает то в контакте с клиентом появляется смущение, некоторая уязвимость в тоже время любопытство и интерес. И это прекрасный феномен, который показывает, что панические атаки часто уводят других и себя от себя, не давая возможности встретиться или соприкоснуться со своими переживаниями и выстроить контакт с другим.
Поэтому важно исследовать и не пытаться удовлетворить потребность клиента убрать и атаковать тревожное состояние, ведь это на то, что человек опирается, необходимо понять вместе как устроены и в каких моментах ситуациях происходит паника и найти новый способ опираться на себя. Когда у клиента сформируются новые способы поддерживать себя и доверять себе, то тревожные состояние могут сильно снизится, а панические атаки вовсе могут уйти. Как вы понимаете это не быстрая работа, минимум год интенсивной терапии раз в неделю. Некоторые могут сказать, что, год, что это же выкачивание денег и пустые разговоры, которые ничего не приносят, и это тоже будет сопротивление к изменению и психика таким образом паранойяльным защищается.
Работаю в паре с психиатром это нужно для того, чтобы в какой-то момент клиент мог обратиться за медикаментозной поддержкой, чтобы как-то дойти до психотерапии. Обычно при тревожных расстройствах может протекать и депрессивные состоянии, которые необходимо поддержать походом к психиатру. Могут возникать разные суицидальные мысли и тенденции. Поэтому разделить ответственность с врачом очень важно.
Заканчивая свою статью хочется сказать очень важную штуку, каждый раз говорю об этом, что все идет из детства, мы видим и получаем тот пример, который нам демонстрируют родители. И при идентичности начинаем вести себя также как и наши родители или один из них. Это ни хорошо, ни плохо, это для меня некоторый факт жизни, с которым важно каким-то нежным способом обойтись. Ведь то как родители показывали пример и как взаимодействовали друг с другом и формируется восприятие и характер ребенка. В каждом из нас живет внутренний ребенок, у которого есть огромный опыт взаимодействия с людьми и данный опыт может быть разным и непрожитым. И если мы через призму своей взрослости, важности и амбициозности задумаемся еще и про другие желания и потребности, то возможно можно обнаружить много чего интересного и глубинного.
Comments