ФИГУРА И ФОН
Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый человек обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.
В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это ФИГУРА. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это ФОН. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды - фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.
Отношение между фигурой и фоном - одно из центральных понятий гештальт-психологии. Ф. Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.
В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается. Он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис.
Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Такая НЕОТРЕАГИРОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ становится, по Ф. Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.
Задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге - нейтрализовать (завершить) ее.
ОСОЗНАНИЕ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА НАСТОЯЩЕМ
Основным условием, необходимым для того чтобы сформировать завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС".
"ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС" - это не означает, что прошлый опыт не важен, но он в большей степени должен рассматриваться как фактор, влияющий на происходящее в данный момент.
Для удовлетворения своих потребностей нам необходимо постоянно быть в контакте с ЗОНАМИ своего ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО МИРА.
ВНУТРЕННЯЯ ЗОНА осознания включает те процессы и события, которые происходят в нашем теле (напряжение мышц, ком в горле, поза, головная боль, жажда, утомление). ВНЕШНЯЯ ЗОНА представляет собой совокупность внешних событий, которые поступают в наше сознание в качестве сенсорных сигналов (мокрый снег, шорох листвы, фигура прохожего). Информация, поступающая от внутренней и внешней зон, почти не оценивается и не интерпретируется.
Кроме внутренней и внешней зон, существует еще и СРЕДНЯЯ ЗОНА, которую Ф. Перлз назвал зоной фантазии. Ее составляют мысли, фантазии, верования, отношения и другие интеллектуальные или мыслительные процессы. Когда человек говорит "мне холодно", или "Я вижу твою улыбку", он находится соответственно во внутренней или во внешней зоне. Но когда он говорит "Я вижу твою теплую (радостную, ехидную, нахальную и т.п.) улыбку", то он в средней зоне интерпретации и главным становится не то, что он видит на самом деле, а его страхи, предубеждения, ожидания или фантазии. Ф. Перлз полагал, что неврозы возникают в результате тенденции к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания событий внутренней и внешней зон. Он утверждал, что корни патологических состояний лежат в нашей тенденции фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаем.
Когда мы находимся в средней зоне, то главным образом работаем с нашим прошлым и будущим. Мы не живем в настоящем и не осознаем процессов внешней и внутренней зон. Саморегуляция организма зависит от ОСОЗНАНИЯ НАСТОЯЩЕГО и от способности жить в полной мере "здесь и сейчас".
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Противоположность - это единичная оценка или же континуум этих оценок. Например, "плохо" или "хорошо" представляют собой два полюса такого континуума. Согласно гештальт-теории мы организуем свое восприятие окружающего мира через подобные противоположности. Личность организована по тем же принципам. На протяжении всей жизни каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы любим и ненавидим своих родителей; счастливы и одновременно расстроены, когда завершаем какое-то дело, которому была посвящена немалая часть нашей жизни; благодарны тем людям, которые помогли нам решить наши проблемы, и одновременно обижены на них.
Очень важно понять, что эти противоположности не являются непримиримыми противоречиями, а представляют собой такие различия, которые могут формировать и завершать гештальт. Полностью осознавая каждую часть такой противоположности (вместо отрицания менее привлекательной ее части), мы в большей степени начинаем осознавать самих себя и свои желания. Постепенно осознавая ранее недифференцированные аспекта самих себя и своих состояний, мы сможем формировать четкие гештальты, идентифицировать наши потребности и удовлетворять их.
Противопоставление полярных сторон нашего "Я", которые должны сосуществовать вместе, "НАПАДАЮЩЕГО" и "ЗАЩИЩАЮЩЕГОСЯ", наиболее распространено в гештальт-терапии. "Нападающий" аналогично фрейдовскому "сверх-Я ", или сознанию, характеризуется авторитарностью, самодовольством и требовательностью. "Защищающийся" защищается, оправдывается, чувствует свое бессилие. Как и каждая пара, они борются за власть друг над другом, стремятся контролировать друг друга. Когда "нападающий " и "защищающийся" ведут внутри нас свои баталии, мы испытываем чувство вины, становимся пассивными, подавленными, неспособными к принятию решений.
Понятие противоположностей можно применить и к функционированию личности. Личность рассматривается как некое целостное образование, состоящее из двух компонентов - "Я" и "Оно". Когда индивидуум действует по побуждениям из области "Я", он способен дифференцировать себя и других. Подобный жесткий барьер в нашем опыте, граница "Я", возникает для того, чтобы мы могли ощутить свою неповторимость, нетождественность с остальным миром. Когда же индивидуум действует по побуждениям из области "Оно", он оказывается тесно связанным со своим окружением. При этом граница "Я" становится расплывчатой и гибкой, может даже появиться чувство идентичности с внешним миром. Эти взаимодополняющие друг друга аспекты функционирования личности и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Стремление из области "Я" позволяют четко выделить фигуру из фона, т.е. формируют фигуру: стремления из области "Оно" завершают гештальт и возвращают фигуру в фоновое окружение.
НЕВРОТИЧЕСКИЕ УРОВНИ
В гештальт-терапии выделяют пять слоев невроза. Они представляют собой стиль личности, с помощью которого энергия запирается и служит поддержанию личных претензий. Ф. Перлз уподобил раскрытие личности взрослого снятию чешуек лука. Для того чтобы индивиды достигли психологической зрелости, необходимо снять 5 слоев невроза 1) обманчивый; 2) фобический; 3)тупиковый; 4) имплозивный; 5) эксплозивный.
Первый слой, с которым мы встречаемся - обманчивый слой - заключается в реагировании на других стереотипными и неподлинными путями. Это уровень, на котором мы играем в игры и теряем себя в ролях. Ведя себя так, словно мы являемся личностью, которой мы не являемся, мы пытаемся жить в фантазии, созданной нами или другими. Как только мы осознаем обманчивость игр и становимся более честными, мы испытываем неудобство и боль.
Следующий слой, с которым мы встречаемся - фобический слой. На этом уровне мы пытаемся избежать эмоциональной боли, которая ассоциирую тем, что мы видим аспекты самих себя, которые предпочли бы отрицать. В этой точке наше сопротивление принятию себя такими, какие мы есть на самом деле, "взрывается". У нас появляются катастрофические страхи, что если мы признаем, кто мы на самом деле и представим эту нашу сторону другим, они несомненно оттолкнут нас.
За фобическим слоем находится тупиковый. В этой точке мы застреваем в нашем собственном возмужании. В этом месте мы уверены, что не выживем, т.к. мы убеждаем себя, что у нас нет внутренних ресурсов, выйти из тупика без поддержки из окружающей среды. Типичным поведением при этом является следующее: мы пытаемся манипулировать окружающей средой, чтобы она видела, слышала, ощущала, думала и принимала решения за нас. В тупике мы часто ощущаем нечто вроде смерти и чувствуем, что мы - ничто. Если мы надеемся ощущать себя живыми, нам необходимо выбраться из тупика.
Если мы позволим себе испытать до конца нашу "мертвость" вместо того, чтобы отрицать ее или убегать от нее, в игру вступает имплозивный уровень. Ф. Перлз пишет, что необходимо пройти через этот имплозивный уровень, чтобы обрести наше собственное Я. Вступая в контакт с этим уровнем или с нашей "мертвостью", и неподлинными проявлениями, мы обнаруживаем наши защитные механизмы и начинаем контактировать с нашим собственным "Я".
Ф. Перлз утверждал, что снятие имплозивного уровня создает взрывное состояние. Когда мы вступаем в контакт с эксплозивным уровнем, мы освобождаемся от обманных ролей и претензий, и мы высвобождаем огромный поток энергии, который мы сдерживаем внутри себя, претендуя быть теми, кем являемся. Чтобы стать живыми и подлинными, необходимо достичь этого взрыва, который может быть взрывом в боль и в радость.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Это одна из базисных черт гештальт-терапии. Следуя феноменологическому принципу, терапевт ориентируется на то, что происходит с человеком с которым он работает в данный момент. Какая-либо типологизация, квалификация личностных нарушений неприемлема, поскольку противоречит принципу "здесь и теперь".
Развивая свой подход, Ф. Перлз обнаружил, что большие возможности имеет работа в группе, захватывает ли она всю группу целиком или принимает форму взаимодействия между терапевтом и одним из членов группы. Группа ценна как микромир, в котором люди могут исследовать свое положение, свои отношения и поведение по отношению друг к другу. Очень полезной для человека может быть поддержка группы в "безопасном проявлении", а также отождествление с конфликтами других членов группы и их проработкой.